«Китайский ветер»

Возникновение нового жанра под названием «Китайский ветер» в начале 2000х годов послужило переходом китайской популярной музыке к традиционализму по всему Китаю (Тайвань, Гон-Конг, континентальный Китай). Данный жанр, созданный и популяризированный тайванскими артистами, быстро соискал популярность и сразу был подхвачен многими деятелями
искусств, желающими воспроизвести похожий стиль. «Китайский ветер» как жанр имеет большой политический потенциал из-за его обращения к национальной принадлежности китайцев, что легко позволяет быть использованным для продвижения идеи единого Китая и одной (глобальной)
китайской культуры.

«Китайский ветер», или 中中风 в первую очередь известен в области музыки, однако часто используется в качестве общего термина для китайского стиля, применимого для всего, начиная с формы чирлидеров и заканчивая дизайном обложек книг. «Китайский ветер» уходит корнями к музыке тайванской суперзвезды Джея Чхоу (中中风), который популяризировал жанр в начале 2000х годов. Песни, выпущенные примерно в этот период, отличались особенным выбором музыкальных инструментов, лирикой, техниками пения, а также стилем декор в последующих видеоклипах и костюмами, вызывающими чувство «китайственности».

Чтобы понять популярность китайского стиля в наши годы, нужно рассмотреть
предшествующие этому две сотни лет. Девятнадцатый век, «век унижения» Китая, в котором он потерпел поражение во многих войнах и столкнулся с сильным социальным всплеском, имел огромное влияние на самоопределение Китая. Начавшийся во время правления последней династии Цин (19 век) и завершившийся Культурной революцией последующий период индустриализации принёс по большому счёту негативное отношение китайского правительства к до-индустриальной культуре и истории, сводившись к полному их игнорированию или попытке привести к соответствию с современным миром.

В промежуток времени между концом 19 века и 1960-ми произошли огромные изменения в официальной музыкальной культуре Китая. Территория современной КНР имеет богатую историю местной народной музыки, которая была и есть обильным источником творчества официально обученных композиторов. Поскольку музыканты изучали западную музыку или обучались
заграницей (Советский Союз был популярным направлением в то время), многие музыкальные инструменты были адаптированы для западного стиля музыки; например, смена музыкального строя позволила успешно играть вместе с западными инструментами или применять композиционные и инструментальные техники.
За Культурной революцией (1966-76) последовало полномасштабное разрушение культурных памятников и подъём полицейского государства, которое жёстко контролировало область народной культуры. Популярная музыка была запрещена, а вся музыка служила идеологической цели продвижения революции. Тем не менее, спустя 40 лет Китай, вероятно, учится ценить своё культурное наследие и использует его в качестве метода политики мягкой силы внутри страны и за рубежом. Такие выдвигаемые государством программы, как открытие институтов Конфуция или создание проекта «Один пояс и один путь» поддерживают китайский язык и культуру, а также демонстрирует большую готовность Китая продвигать собственную культуру остальному миру.
Неимоверно популярная песня «Бело-голубая керамика» (中中中) идеально суммирует всё то, что характеризует жанр «китайский ветер». В музыкальном плане она представляет собой смесь традиционной поп-музыки и акцентирующих на себе внимание китайских инструментов. Как в своей структуре, так и в музыкальном наполнении песня также отдаёт западной популярной музыкой, включая широко известное, часто использующееся для эмоционального воздействия изменение музыкального строя в конце песни, ассоциирующиеся с подобными Майклу Джексону исполнителями. Музыкальный клип демонстрирует пение Джей Чхоу с напоминающей классическую китайскую драму историей и множеством литературных аллюзий, имеющих цель создать чувство древнего Китая. Для Китая сегодня очень важно обращаться к национальной культуре, поскольку совместно с глобальным подъемом в экономическом и культурном плане правительство Китая сфокусировалось на идеях инновации и креативности – вместо «произведено в Китае» новые лозунги стали гласить «создано в Китае». «Китайский ветер» со своей связью с национальной культурой может быть использован в качестве политического инструмента для продвижения идеи объединённого китайского народа.

Photocredits: Unsplash
Article: China wind