Оставьте свой номер телефона
Наши менеджеры перезвонят вам в течении нескольких минут
Основные барьеры, препятствующие изучению языка.
27 ноября 2017
Автор: Ольга Грачева
В инструкции к любому лекарству есть показания к применению и противопоказания — случаи, когда лучше найти что-то другое. С человеческой деятельностью не всё так просто, но тоже есть свои ограничения. Чтобы стать лётчиком, нужно иметь хорошее здоровье, острое зрение и любить математику. Слава и признание балерине принесут упорный труд, но нужно развивать гибкость тела с ранних лет. Спортсмену нужно обладать крепким здоровьем и хорошей физической формой. В таком ключе можно продолжать долго.

Но кроме профессиональной деятельности, есть и другая. Мы играем (с детьми или друг с другом, в спортивные или в компьютерные игры), общаемся, учимся. И учёба наша, несмотря на окончание школы или вуза, продолжается всю жизнь. Мы извлекаем знания отовсюду: из обрывков разговора, из статей или передач, целенаправленно изучая что-то или случайно, как бонус, в процессе другого занятия.

С изучением языков ровно то же самое. Даже подтвердив свои знания сертификатами, даже общаясь с носителями языка или проживая за границей, даже уча языку других, вы каждый раз будете узнавать что-то новое. Какие-то нюансы использования, оттенки значения, исторические предпосылки возникновения тех или иных форм. Предела совершенству нет. Есть ограничения, которые могут помешать вам полностью погрузиться в процесс. И касается это не только изучения языков, но и других видов знаний.
Давайте разберемся.

Самая общая классификация препятствий представляет собой две группы: внешние и внутренние.
Внешние барьеры. Это то, что не зависит от вашей воли и вашего желания. Например, в вашем городе нет качественного уровня преподавания языка или там, где вы сейчас находитесь, не с кем разговаривать.
При определённом упорстве и некоторых затратах времени, эти проблемы можно устранить. Большое количество материалов доступно в сети, можно найти иностранных друзей по переписке или записаться на онлайн-курсы. Главное - не сдаваться, подчиняясь обстоятельствам, а продолжать искать варианты и выполнять намеченные действия (самому учить новые слова, повторять грамматику, говорить вслух). И тогда все вершины вам покорятся.

Внутренние барьеры. То, что действует на вас изнутри. Сюда относятся психологические установки и субъективные физические данные.
Начать стоит с диагностики организма. Какие физиологические особенности могут мешать полноценному изучению языка? Скажем, снижение слуха вполне объективный фактор, который может тормозить обучение. Неразвитый музыкальный слух может мешать досконально разобраться в тонкостях произношения тональных языков. Решается проблема тренировками или покупкой специального аппарата.

У каждого из нас есть психологические особенности. Кто вы: визуал, аудиал или кинестетик? В зависимости от типа запоминания информации, можно скорректировать методику обучения, использовать свои сильные стороны и развивать слабые.

Существует и возрастной барьер. Совершенно точно выяснено, что дети до 7 лет гораздо легче и более успешно усваивают второй язык. Чем старше мы становимся, тем сложнее уловить тонкости и отличия в произношении, тем менее пластичны наши нейронные цепи, что сказывается на запоминании новой информации. По мере взросления, мы всё дальше и глубже погружаемся в собственную языковую среду, в привычные уху фонемы. Наш мозг, сберегая энергию, накапливает схожий опыт. Но и это не беда. Всё индивидуально и поддаётся коррекции. Тем более, что у взрослых учеников есть преимущество: больший словарный запас и навык понимания сложных грамматических конструкций.

Теперь разберём подробнее, какие ещё бывают внутренние барьеры.

Лингвистический барьер. Задумывались ли вы о разнице слов «речь» и «язык»? Если нет, сейчас самое время. Речь — это то, чем мы пользуемся в каждую минуту своей жизни. Она может быть устной, письменной и внутренней. Что же тогда язык? Во-первых, это орган, с помощью которого мы речью пользуемся. Во-вторых, язык представляет собой систему знаний о речи. С помощью языка мы способны общаться, делиться мыслями и понимать друг друга. Чтобы научиться понимать иностранца на более глубоком уровне, не довольствуясь языком жестов и междометиями, нужно знать другой язык. Если вы в совершенстве знаете грамматические схемы, правила построения предложений, синонимичные ряды, но не можете произносить слова правильно и понимать текст на слух — у вас проблемы.
Почему, изучая английский в школе и институте, многие россияне так и не могут говорить на нём? Потому, что главный упор в обучении идёт именно на грамматику, упуская аспекты слушания и говорения. Что же делать? Стоит поменять методику или преподавателя и сосредоточиться на восполнении пробелов — на выработке речевых навыков.

Коммуникативные барьеры.
Есть сбои в системе коммуникации, которые будут мешать человеку не только на курсах иностранного языка, но и в других сферах деятельности.
- Логический - сложности с тем, чтобы облечь мысль в слова. Пространные и путаные рассуждения, где теряется начало и конец, отбивают охоту к беседе.
Как преодолеть: тренироваться высказываться более ясно и чётко. Сначала на родном языке. Потом на изучаемом. Можно составлять план ответа, выписывать основные термины.
- Семантический - «я ей про Фому, а она мне про Ерёму». Общение в разных системах координат. Разный смысл, который собеседники вкладывают в одно и то же слово. Спотыкаемся на абстрактных категориях. Ещё дополнительные сложности вносят сленг и жаргон.
Как преодолеть: стараться конкретизировать, что именно вы вкладываете в конкретное понятие. Изучать сленговые словари, и, если есть возможность общения с носителями языка, уточнять у них спорные моменты.
- Фонетический — технические затруднения. Слишком быстрый темп, неправильное произношения, дефекты речи или частое повторение звуков-паразитов — всё то, что мешает распознать слова на слух.
Как преодолеть: развивать дикцию. В иностранных языках тоже есть скороговорки. Попробуйте выучить их с друзьями, это не только полезно, но и весело.
- Эмоциональный — акцент на своих чувствах и переживаниях, а не на получаемой информации.

- Как пройти в библиотеку? - спрашиваем на чужом наречии.
- Вы должны пройти несколько метров прямо, потом повернуть направо и через несколько кварталов повернуть налево.
...Правильно ли я произнес(ла) фразу? Ой, я сказал(а) это вслух. Что если меня не поймут? Может, надо было сказать по-другому?
В итоге интересующая информация, в прямом смысле, прошла мимо ушей. Нужно просить о повторе ответа.
Как преодолеть: как можно чаще "ввязываться в бой". Забыть о том, как вы можете выглядеть. Главное, чтобы вас поняли и чтобы вы смогли распознать ответ. Практика, практика и практика. Никак иначе. Тренируйтесь на друзьях, родственниках, учителях и сокурсниках, потом переходите на более сложный уровень.

«
Изучать новое всегда трудно — нужно смазать заржавевшие шестерёнки, разогнать машину мыслительного процесса и поставить её на нужный путь. Таким образом вы не просто изучите новый язык, но и разовьёте мозг — свой главный инструмент познания мира. Меньше будет сбоев в памяти, лучше скорость обработки информации, более чёткой и налаженной станет работа полушарий — улучшится психическое, а значит, и физиологическое самочувствие.

Как говорит один из преподавателей английского языка в школе «Истсайд»: «Мы учим всех, от 1 года до 100 лет. Не важно какие у тебя способности, не важно сколько тебе лет, не важно сколько раз ты уже терпел неудачу. Выучить иностранный язык может каждый. Главное — внимание и индивидуальный подход». Так оно и есть. Ваше желание и ваше упорство - вот основные составляющие успеха.