Интервью с преподавателем английского языка школы "EASTSIDE"
ВЛАДИМИР КАРТАШЕВ
"Что бы ты не изучал, везде нужно посеять зерно интереса, отыскать такой маршрут к цели, который сделает твой путь захватывающим и увлекательным".


Материал подготовила: Ольга Грачева
27 декабря 2017 года
Традиционно считается, что преподавательскую карьеру в большинстве выбирают женщины. Статистика соответствует этому утверждению. Но всегда есть исключения. Предлагаю вам сегодня познакомиться с одним из таких "исключений".
"To have another language is to possess a second soul".
(Владеть другим языком – это как иметь вторую душу).

Карл Великий
Король франков и основатель династии Каролингов.
- У меня две бабушки работали преподавателями в школе. Мама - воспитатель детского сада. Я не собирался продолжать "педагогическую династию", но выходит, что так случилось. Правда, иностранные языки в семье не учили. А мне английский с детства был интересен. Я поклонник американской культуры, слушал разных зарубежных исполнителей: Led Zeppelin, AC/DC, Queen... Всегда был интерес к музыке, следовательно, и к языку - хотелось понимать, о чём песни.

— Какие качества Вы считаете определяющими для педагога?
— Пожалуй, немаловажным качеством могу назвать энергичность. Ведь когда материал начитывают по одним и тем же учебникам - ни шагу в сторону, когда преподаватель засыпает на ходу и ведёт урок "для галочки", это начисто отбивает охоту к учёбе. А вот когда у него есть интерес к своему предмету, когда человек задумывается, как сделать эффективнее, доступнее, увлекательнее, тогда и ученики чувствуют заинтересованность.
Безусловно, нужны навыки психолога, умение находить общий язык с разными людьми. Хороший преподаватель всегда задаёт вопросы, даже в контексте изучаемой темы. Людям зачастую нравится рассказывать о себе, сам замечал. Я такой человек, что всегда стараюсь подмечать в себе: что я делаю и почему, отслеживать свои психологические механизмы. И вот, помню, однажды, когда я сам ещё был учеником, меня на уроке спросили про то, что я люблю. И понимаю ведь, что вот оно: меня взяли на крючок, дали возможность выговориться, но, тем не менее, рассказываю. Тогда я запомнил, что это реально работает, что нужно стараться давать людям живое общение.
— А чего следует избегать тому, кто учит других?
— Недопустимо, когда преподаватель нервничает. Не в том смысле, что волнуется перед началом новых занятий, а когда визуально проявляет своё раздражение или нетерпение, особенно когда срывается на детях, начинает жёстко требовать выполнения каких-то заданий или вытягивать ответ.
Ещё мне кажется неправильным сужать дистанцию между учениками и преподавателем, даже если педагог ещё молод или не имеет большого опыта. Это может осложнить сам процесс обучения. Люди ведь прислушиваются к тому, кто "выше", к тому, кого они считают авторитетом. Если вести себя на равных, то и воспринимать тебя будут запанибрата. Это может происходить у людей бессознательно: просто что-то пропустят мимо ушей, что-то не сделают вовремя, не обратят внимания на какие-то слова, не то чтобы нарочно. Дистанция между учителем и учеником должна оставаться, так проще выстраивать уроки, оказывать нужное воздействие. Хотя мне самому иногда это нелегко даётся, потому что я выгляжу моложе своего возраста, приходится прорабатывать подобные ситуации.

— Расскажите о том, как сформировался у вас интерес к английскому языку, почему вы начали его изучать?
— С музыки, наверное, мне всегда нравилась музыка. Преимущественно, зарубежная. Значит, нужно было как-то переводить тексты любимых песен. Нравились компьютерные игры, уже в детстве видел, насколько косо их иногда переводили, английский ещё в школе начал учить. Но школьникам ведь как? Лишь бы сделать побыстрее, а потом в классе все со смеху покатываются, когда зачитывают переводы. У меня всегда было желание всё делать самому, чтобы не было потом вот этого шоу: ты выходишь к доске, читаешь, а весь класс над тобой смеётся. Потому что, ну как можно было поверить в то, что такие ужасные и корявые фразы и правда давались в английском первоисточнике?!

— Какая ваша сильная сторона, как считаете?
— У меня логический склад ума. Я из тех людей, которым интересно, как всё устроено, почему здесь говорим так, а пишем по-другому. Правда, иногда приходится признать, что единственным ответом будет "так исторически сложилось". Развитию этого навыка способствовало и увлечение программированием. У меня хорошее знание английской грамматики, это мой конёк, и, соответственно, дать грамматику я могу на высоком уровне. Например, курс интенсива мы ведём вдвоём с другим преподавателем: я объясняю грамматику, а он даёт разговорную часть. Так удобнее.
Сейчас, к примеру, начал изучать корейский. Почему корейский? Это был интересный и долгий выбор: о, это как раз подходит мне по расписанию! Не могу сказать, что большой знаток корейской культуры, за исключением английского, не было какой-то особой тяги к другим языкам. Мне, на самом деле, все языки нравятся, были бы время и возможности, наверное, все бы учил. Как преподавателю, мне нужно проводить параллели между языками: в чём есть разница, а где её нет. Люди всё равно воспринимают иностранный язык через призму родного, нужно грамотно подавать информацию, чтобы облегчить понимание, искать удобные и простые схемы объяснения. Когда уже знаешь один язык, учить второй проще. Мне самому сейчас это видится более отчётливо, я нахожу общие черты между английским и корейским. Не думаю, что язык развивает мировоззрение, он знакомит с чужой культурой, а за счёт изучения чужой культуры уже идёт процесс развития мировоззрения. Если бы я съездил в Корею и узнал эту страну, её культурные и национальные особенности, то возможно мой опыт расширился бы. А так я постоянно изучаю что-то новое, тренирую мозг: программирование, музыка (в том числе музыкальная теория). Играл (на фортепиано,на гитаре, на барабанной установке) и пел, и пою.
— Сколько лет вашему самому молодому ученику?
— Самому младшему восемь лет. А вообще, я веду и индивидуальные занятия, и групповые, и интенсивные курсы. Среди учеников тоже разнообразие: там и студенты, и взрослые, и дети от мала до велика. Пожалуй, подростков меньше всего. Могу назвать себя экстравертом, проблем в общении не возникает. С детьми тоже всю жизнь ладил, есть младшая сестрёнка. Так что, где-то могу с ними и подурачиться, поиграть, а где-то вести себя серьёзно и строго, но не так, чтобы они в ужасе от меня разбегались. Во всём важен баланс. Конечно, продолжаю совершенствоваться: изучаю новые методики, продолжаю читать психологическую литературу. Но тут важно обрабатывать поступающую информацию, брать то, что будет реально работать.
Однажды я вёл детскую площадку, такой языковой пришкольный лагерь в нашей школе "EastSide". Была составлена разнообразная программа, квесты, игры... Но на практике всё пошло по-другому, дети же разные, пришлось быстро, в режиме реального времени, подстраиваться, что-то менять местами, где-то давать больше материала. Это был полезный опыт. Теперь я сам разрабатываю подобные программы, приходится учитывать все нюансы. Когда готовлюсь к занятиям, особенно с детьми, стараюсь подходить творчески: придумываю разные игры, карточки, чтобы детям не было скучно, беру во внимание индивидуальные особенности учеников. На работе есть цветной принтер, и это очень удобно: ты создал яркие материалы, распечатал и показываешь ученикам. Наглядность в обучении тоже важный фактор.
На уроках не часто, чтобы не грузить большим количеством информации, но стараюсь дать информацию и о разнице произношения, например, британского и американского английского.

— Какие цели Вы перед собой ставите?
— Как и все, наверное, хочу совершенствоваться и дальше: быть лучшим преподавателем чем сейчас, ведь всегда есть, куда расти. Ещё хочется развиваться не только как учитель, но и как публичная персона, если можно так выразиться. Сейчас такое время, когда каждый может самовыражаться, в том числе и преподаватели: завести свой сайт или создать группу в соцсетях, видео-канал и тому подобное. Это даёт конкурентные преимущества. Так что, в планах работать над собой как над личным брендом, учиться правильно подавать себя. Я слежу за медийными персонами в нашем городе и в стране, изучаю разные особенности и стили.

— Не боитесь профессионального выгорания?
— Я редко делаю акцент на негативе, обычно нахожусь в стабильном ровном состоянии. До сих пор, когда прихожу на работу, настроение улучшается, мне интересно работать, хотя, честно признаюсь, дети попадаются разные, не все ангелочки с крыльями. Жизнь покажет, как будет дальше.
— И напоследок, какой совет Вы могли бы дать учащимся по мотивации, по работе над собой?
— Что бы ты не изучал, везде нужно посеять зерно интереса, отыскать такой маршрут к цели, который сделает твой путь захватывающим и увлекательным. Рутина есть всегда, я занимался на фортепиано и знаю, что такое, когда тебе хочется играть, а надо учить эти скучные гаммы. Должно быть что-то ещё кроме рутины. Чем хорош английский? Это язык, живая система, целый пласт культуры: кино, музыка, книги. Можно начать изучение через призму своих интересов. Надо втянуться, так с любыми вещами происходит, будь то язык, музыка или спорт: твоё тело, твой мозг привыкает, и со временем становится проще, но сначала лучше зацепить себя, поймать себя на крючок. И всегда надо ставить перед собой цели. Даже если вы просто хотите учить английский, сформулируйте для себя цель, к которой хотите прийти: выучить 100 новых слов или начать читать, занимайтесь регулярно, хотя бы по 15 минут в день, иначе мозг не поймёт, что от него хотят.
Поделиться публикацией: