Мы уже говорили о том, как пережить экзаменационную пору родителям. А как же быть непосредственным участникам событий? Что можно сделать выпускникам, готовящимся сдать ОГЭ или ЕГЭ? Вот десять самых главных советов. Надеемся, что вы не просто их прочитаете, но и воспользуетесь тем, что узнаете.
1. Несмотря на то, что все мы воспринимаем мир через органы чувств, существуют различия между преобладающим видом восприятия. Стоит уделить внимание этому вопросу, что позволит в дальнейшем существенно повысить качество усвоения материала. Существуют 4 вида восприятия:
Аудиал — проявляется в сосредоточенности на звуках. Стоит почаще проговаривать тексты вслух. После закрепления материала проверьте себя: сжато перескажите тему себе или другу.
Визуал - преобладающее влияние оказывают зрительные образы. Нужно искать видимые связи, переводить информацию в схемы, составлять таблицы, подбирать и рассматривать картинки.
Кинестетик — привязка информации осуществляется за счёт переживаний и ощущений. Дайте простор воображение: новые знания должны нести какое-то эмоциональное содержание, воздействующее именно на вас.
Дигитал (дискрет) — упор делается на логические связи между предметами и внутреннюю речь. Ищите объяснения непонятным фактам и составляйте себе непротиворечивую картину. Здесь лучше узнать дополнительные подробности, чем допустить пробел в системе знаний.
Один из видов восприятия является ведущим и помогает создать более чёткий и направленный образ, который требуется запомнить, но и другими пренебрегать не стоит. Умело используйте свои сильные и слабые стороны. И пишите шпаргалки. Проносить их на экзамен не стоит, но сам процесс написания поможет знаниям лучше закрепиться в памяти.
2. Попробуйте разнообразить сам процесс запоминания. Память — это инструмент мышления, её можно и нужно тренировать. Зазубривание материала — самый неэффективный метод, есть множество других способов. Перво-наперво, упрощайте материал. Вы должны понимать, что именно вы хотите запомнить. Если это сложное определение, где половина слов незнакома, или формула, применение которой не ясно, толка будет мало. Приложите усилие и добейтесь ясного понимания вопроса, тогда это знание останется с вами и после экзамена. Используйте мнемонические техники. Как мы учили падежи в школе? С помощью забавной фразы, где первые буквы слов означали названия падежей и помогали запомнить их порядок. Добавляйте ассоциации из личной жизни к датам, составляйте смешные предложения, отнеситесь к подготовке как к игре. Ещё можно составить интеллектуальную или, по-другому, ментальную карту. По сути, это тот же конспект, только записанный не линейно. Сначала вы пишите на отдельном листе центральную тему, затем начинаете ответвления с ключевыми словами, а к ним добавляете ещё подпункты, пока тема не будет исчерпана. Попробуйте составить хотя бы одну карту, например, по прочитанной книге, и вы сами сможете оценить эффективность методики.
3. Будьте последовательны. Разработайте стратегию, отведите себе достаточное количество времени на занятия и придерживайтесь графика. Вообще, научитесь ладить со временем. Есть несколько базовых правил:
- начинайте с более сложного, так вы сможете сохранить концентрацию и меньше устать,
- соблюдайте расписание: не перерабатывайте, но и не ленитесь (ведь проще заниматься по часу в неделю, чем в последнюю ночь, судорожно пытаться запомнить большой объём информации).
- не застревайте на одной теме, ограничивайте себя определёнными промежутками, иначе процесс можно растянуть до бесконечности. Поставьте таймер на определённое время, если не уложились — пропускайте. Но не забудьте выделить несколько дополнительных часов для того, чтобы разобраться с отложенными темами.
- выделяйте главное, старайтесь дать ответ своими словами, расширяйте лексический запас,
- выберите последовательность изучения материала: если в чём-то вы хорошо ориентируетесь, повторите сначала этот материал, затем приступайте к вопросам, где «плаваете». Если все темы взаимосвязаны, начинайте по порядку, двигаясь шаг за шагом.
- Попробуйте несколько разных методик. Например, таких:
«3-4-5» - техника заключается в том, что несколько дней отводится на один и тот же блок информации, но его изучение проходит на разных уровнях. Сначала прочитываются общие сведения, всё, что вы можете рассказать по теме. Это гипотетическая тройка. Затем вы прорабатываете более детально отдельные вопросы по теме, если готовитесь с усердием, сможете рассчитывать на четвёрку. И, наконец, на третий день вы досконально изучаете вопрос, запоминая всё с ним связанное, заполняя пробелы и запоминая. Это уже работа на пятёрку.
«2-1» - всего даётся три дня на подготовку. В первые два дня материал, разделённый на приблизительно равные блоки, изучается. Третий день отводится на повторение.
Экспериментируйте. Пробуйте новые приёмы. Главное — нацеленность на результат. Экзамен — это всего лишь проверка того, что вы и так знаете. Даже если что-то подзабылось, самое время вытащить воспоминания из тёмных уголков памяти и стряхнуть с них пыль.
4. Учитывайте формат экзамена и особенности предмета, который вы будете сдавать. Есть ли в нём только письменная часть или устно отвечать тоже придётся? Разбирайте типовые варианты, прорешивайте примеры. Отнеситесь к этому как к военной компании: соберите как можно больше информации о том, что вам нужно преодолеть, и тренируйтесь. У вас преимущество: вы предупреждены, вы заранее знаете, как всё будет. Нужно только подготовить самого себя, так же как полководец готовит войско: постоянные тренировки и дисциплина.
5. Не пренебрегайте помощью, попробуйте групповой формат занятий. Готовьтесь вместе с одноклассниками/ сокурсниками или заручитесь поддержкой семьи. Во-первых, это веселее. Во-вторых, сообща можно навалиться и разобраться с самыми сложными вопросами. В-третьих, процесс подготовки идёт сразу по нескольким направлениям: формулировка темы — постановка проблемы, поиск решения, дискуссия, финальный вывод. Главное — не забывайте о вашей цели. Это военный совет, а не дружеские посиделки.
6. Позаботьтесь о своём штабе! Внимательно отнеситесь к месту, где проходит ваша подготовка. Если вам не нравится бардак в комнате, приберитесь. Если помещение слишком тёмное/светлое/шумное и т.п., подумайте, как вы можете исправить ситуацию или где ещё вы можете позаниматься: у друзей, у родственников, в читальном зале библиотеке, на свежем воздухе… Избавьтесь от того, что вас отвлекает или может отвлечь. Речь идёт не о младшей сестрёнке, маленьком щенке или соседях, затеявших ремонт. Хотя и тут можно попробовать договориться. Ограничьте на время подготовки доступ к телефону, соцсетям, телевизору. Предупредите друзей и даже родителей, в какие именно часы вы не сможете с ними встретиться, без крайней необходимости. Но учитывайте и свои особенности: если атмосфера строгой кельи вас раздражает, оставьте привычный вам творческий беспорядок (но не обстановку свинофермы). Если вы лучше сосредотачиваетесь, слушая фоновую музыку, пожалуйста, лишь постарайтесь подобрать что-нибудь ненавязчивое. Иначе потом, на экзамене, всё что вы сможете вспомнить, отвечая, это строчки любимой песни.
И не забывайте про стратегию и тактику! Стратегия — это общий чёткий план подготовки, с указанием сроков, объёма материала, составления графика. Тактика — это вариативная, изменчивая последовательность действий. Ведь есть незапланированные ситуации: возможно отключение света, приезд родственников, экстренные ситуации или проблемы с самочувствием. Позаботьтесь о запасных планах на случай непредвиденных ситуаций. И вешайте стикеры, фиксация информации и определение, на каком вы сейчас этапе — немаловажная часть процесса.
7. Не забывайте о своих биологически потребностях. Делайте перерывы между занятиями. Так после каждого часа, проведенного за учёбой, стоит сделать гимнастику для глаз и пару разминочных упражнений. Тело — ваш инструмент, оставляя его без заботы и внимания, сосредотачиваясь только на работе мозга, вы рискуете обнаружить однажды, что оно вас подвело. Проветривайте комнату, где занимаетесь. Недостаток кислорода может пагубно отразиться на работе мозга. Следите за гигиеной. Принимайте контрастный душ — это очень простое и действенное средство для того, чтобы взбодриться. Двигайтесь, будьте активны, не сидите на одном месте. Не упускайте случая прогуляться на свежем воздухе, но, конечно, в меру. Если на улице метель, а вы не морж, лучше посидите дома, заварите горячего чая и съешьте что-нибудь вкусное.
8. Ешьте часто, но в меру. Еда — это источник наших сил. Подберите подходящий режим питания. Если вам трудно завтракать по утрам, берите с собой еду, простую и удобную в переноске: фрукты, батончики, бутерброды, растворимые каши, если есть возможность потратить время на приготовление. Старайтесь не переедать — это ослабляет концентрацию и приводит к повышенной сонливости и быстрой утомляемости.
9. Уделите внимание качеству сна. Бессонницы и переработки — это стресс, который накапливается в организме. Предохранитель может сработать неожиданно, и, скажем, после недели упорного труда без роздыха, вам может понадобиться не меньшее время на восстановление. Так что, берегите себя и свой сон. Кроме того, обязательно оставляйте в своём графике время для расслабления и хобби. Вы же не робот. Жизнь не сосредоточена только на экзаменах. При правильном планировании можно успеть и подготовиться, и встретиться с друзьями, и позаниматься любимым делом, что бы это ни было: принять расслабляющую ванну, почитать книгу или посмотреть любимый сериал, сходить на танцы или поиграть на гитаре, сплести макраме или дать выход чувствам в компьютерной игре… Главное, умело составить график, без перегибов. Если вы не справляетесь сами, попросите чьей-нибудь помощи: родителя, учителя, старшего друга или сверстника, который преуспел в этом направлении.
10. И самое главное — не стесняйтесь обращаться за помощью. Если вы чувствуете, что не справляетесь с нагрузкой, с ситуацией в семье или в школе, если вас что-то беспокоит — хорошо подумайте и найдите человека, которому можно довериться, рассказать о своих проблемах и получить поддержку, а не насмешки или иллюзию сопричастности. Также можно обратиться к психологу — в наше время это уже давно не стыдно, а где-то даже и модно. Сохраняйте силы и осмотрительнее ставьте перед собой задачи.