Система школьного образования в Южной Корее включает в себя такие этапы:
• начальная школа (초등 학교) - 6 лет;
• средняя школа (중학교) - 3 года;
• высшая, или старшая, школа (고등 학교) - 3 года.
Начальная, средняя и высшая школы отделены друг от друга, расположены в разных зданиях и организационно никак не связаны. Большинство средних школ Кореи - раздельные, мальчики и девочки учатся в разных школах, что отвечает требованиям корейских традиций. В высшем корейском обществе принято воспитывать мальчиков отдельно от девочек.
В младших классах с детьми занимается один преподаватель. Он обучает корейскому языку, основам математики и естественных наук. Уроки рисования и музыки обязательны. Юных учеников знакомят с культурой и традициями родной страны.
В Корее применяется практика перемешивания преподавательского состава: учитель не может долгие годы не менять места работы. Цель такой ротации - формирование однородности системы образования, так как власти полагают, что скопление в одном заведении сильного педагогического состава неизбежно приведет к получению учениками привилегий при поступлении в высшее учебное учреждение.
В возрасте 12 лет дети переходят в среднюю школу, где требования и нагрузка намного выше. Ученики проводят на занятиях по 14 часов и возвращаются домой уже вечером. Вводятся новые обязательные дисциплины, огромное внимание уделяется глубокому изучению английского языка.
Процесс обучения в старшей школе также занимает три года. Программа направлена на подготовку к дальнейшему поступлению в вузы.
В корейской школе регулярно составляются рейтинги учащихся, и очень важно оказаться в этом рейтинге как можно выше, ведь впереди – поступление в университет. Чем выше ребенок в этом рейтинге, тем больше у него шансов поступить в престижный ВУЗ.
Специальные учебные заведения «хагвоны» (аналог «Дзюку» у Японцев) занимаются натаскиванием учеников по предметам школьной программы. Кроме того, многие «хагвоны» занимаются тем, что у нас именуют «общим развитием».
Нынешние корейские дети, которым приходится помимо школы посещать еще различные курсы, зачастую «заняты больше, чем взрослые». По статистике, каждые девять из десяти школьников в Корее берут дополнительно частные уроки. Немного расслабиться им удается лишь в редкие часы досуга, сидя у компьютера.
Ребенок, приходя из школы, едва отдышавшись, отправляется на курсы, а вечером, чтобы немного отдохнуть, садится к компьютеру. У него нет возможности просто провести время в играх со своими сверстниками. Сознавая пагубные последствия подобного положения, в некоторых корейских школах стали создаваться группы продленного дня, в которых для детей предусмотрено коллективное проведение досуга.
Вообще, жесткое давление на ребенка, который с раннего детства должен соответствовать предъявляемым ему требованиям, много работать и отвечать за свои поступки, весьма характерно для корейской педагогики - как семейной, так и школьной. К сожаленью, подавление нестандартного поведения имеет и свои теневые стороны, ибо ребенок приучается к конформизму, а его способность к оригинальным решениям оказывается заметно ослабленной.
Корейские родители, как и наши родители советских времен, преодолевая сопротивление своих чад, направляют их на бесчисленное количество всяческих общеобразовательных курсов. Сейчас особой популярностью пользуется музыка, балет, рисование и тесно с ним связанная традиционная каллиграфия, а также, конечно, английский язык.
Последние 3-4 школьных года в жизни корейского старшеклассника превращаются в пресловутый «Экзаменационный ад», когда среднестатистический подросток проводит 11 часов в день в школе и в «хагвонах», а кроме этого, занимается с репетиторами. Всяческие «общеобразовательные» развлечения откладываются на послеэкзаменационное будущее.
Вы все еще жалуетесь, как Вам тяжело учиться в России? Тогда советую Вам посмотреть недавно вышедший сериал «Школа 2017», в котором вы сможете прочувствовать «до костей» всю тяжесть школьной жизнь, давление общества на школьников, борьба за более высокое место в рейтинговой системе и пр. Отсюда и печальная статистика, которая ставит Южную Корею на первое место в мире по количеству самоубийств! Стресс от сдачи экзаменов — вот самая популярная причина сведения счетов с жизнью среди южнокорейских подростков. Дошло до того, что на смартфоны разработали специальное приложение, способное сигнализировать родителям об увеличении вероятности суицида их чада. Приложение обрабатывает поисковые запросы, сообщения и прочую активность ребенка в интернете, выискивая ключевые слова, которые могут свидетельствовать о намеренности свести счеты с жизнью.