Начать стоит с диагностики организма. Какие физиологические особенности могут мешать полноценному изучению языка? Скажем, снижение слуха вполне объективный фактор, который может тормозить обучение. Неразвитый музыкальный слух может мешать досконально разобраться в тонкостях произношения тональных языков. Решается проблема тренировками или покупкой специального аппарата.
У каждого из нас есть психологические особенности. Кто вы: визуал, аудиал или кинестетик? В зависимости от типа запоминания информации, можно скорректировать методику обучения, использовать свои сильные стороны и развивать слабые.
Существует и возрастной барьер. Совершенно точно выяснено, что дети до 7 лет гораздо легче и более успешно усваивают второй язык. Чем старше мы становимся, тем сложнее уловить тонкости и отличия в произношении, тем менее пластичны наши нейронные цепи, что сказывается на запоминании новой информации. По мере взросления, мы всё дальше и глубже погружаемся в собственную языковую среду, в привычные уху фонемы. Наш мозг, сберегая энергию, накапливает схожий опыт. Но и это не беда. Всё индивидуально и поддаётся коррекции. Тем более, что у взрослых учеников есть преимущество: больший словарный запас и навык понимания сложных грамматических конструкций.
Теперь разберём подробнее, какие ещё бывают внутренние барьеры.
Лингвистический барьер. Задумывались ли вы о разнице слов «речь» и «язык»? Если нет, сейчас самое время. Речь — это то, чем мы пользуемся в каждую минуту своей жизни. Она может быть устной, письменной и внутренней. Что же тогда язык? Во-первых, это орган, с помощью которого мы речью пользуемся. Во-вторых, язык представляет собой систему знаний о речи. С помощью языка мы способны общаться, делиться мыслями и понимать друг друга. Чтобы научиться понимать иностранца на более глубоком уровне, не довольствуясь языком жестов и междометиями, нужно знать другой язык. Если вы в совершенстве знаете грамматические схемы, правила построения предложений, синонимичные ряды, но не можете произносить слова правильно и понимать текст на слух — у вас проблемы.
Почему, изучая английский в школе и институте, многие россияне так и не могут говорить на нём? Потому, что главный упор в обучении идёт именно на грамматику, упуская аспекты слушания и говорения. Что же делать? Стоит поменять методику или преподавателя и сосредоточиться на восполнении пробелов — на выработке речевых навыков.
Коммуникативные барьеры.
Есть сбои в системе коммуникации, которые будут мешать человеку не только на курсах иностранного языка, но и в других сферах деятельности.
- Логический - сложности с тем, чтобы облечь мысль в слова. Пространные и путаные рассуждения, где теряется начало и конец, отбивают охоту к беседе.
Как преодолеть: тренироваться высказываться более ясно и чётко. Сначала на родном языке. Потом на изучаемом. Можно составлять план ответа, выписывать основные термины.
- Семантический - «я ей про Фому, а она мне про Ерёму». Общение в разных системах координат. Разный смысл, который собеседники вкладывают в одно и то же слово. Спотыкаемся на абстрактных категориях. Ещё дополнительные сложности вносят сленг и жаргон.
Как преодолеть: стараться конкретизировать, что именно вы вкладываете в конкретное понятие. Изучать сленговые словари, и, если есть возможность общения с носителями языка, уточнять у них спорные моменты.
- Фонетический — технические затруднения. Слишком быстрый темп, неправильное произношения, дефекты речи или частое повторение звуков-паразитов — всё то, что мешает распознать слова на слух.
Как преодолеть: развивать дикцию. В иностранных языках тоже есть скороговорки. Попробуйте выучить их с друзьями, это не только полезно, но и весело.
- Эмоциональный — акцент на своих чувствах и переживаниях, а не на получаемой информации.